-
Алябьев А.А. (1787-1851)
-
Бах И.С. (1685-1750)
-
Берлиоз Г. (1803-1869)
-
Бетховен Л. (1770-1827)
-
Бизе Ж. (1838—1875)
-
Бородин А.П. (1833-1887)
-
Брамс И. (1833-1897)
-
Вагнер Р. (1813-1883)
-
Варламов А.Е. (1801-1848)
-
Верди Дж. (1813-1901)
-
Гайдн Й. (1732–1809)
-
Гендель Г.Ф. (1685-1759)
-
Глазунов А. К. (1865-1936)
-
Глинка М. И. (1804-1857)
-
Глюк К.В. (1714–1787)
-
Григ Э. (1843-1907)
-
Гурилёв А.Л. (1803-1858)
-
Даргомыжский А.С. (1813-1869)
-
Дворжак А. (1841-1904)
-
Дебюсси К. (1862-1918)
-
Лист Ф. (1811-1886)
-
Лядов А.К. (1855-1914)
-
Мендельсон Ф. (1809-1847)
-
Моцарт В.А. (1756-1791)
-
Мусоргский М.П. (1839-1881)
-
Прокофьев С.С. (1891-1953)
-
Равель М. (1875-1937)
-
Рахманинов С.В. (1873-1943)
-
Римский-Корсаков Н.А. (1844-1908)
-
Свиридов Г.В. (1915-1998)
-
Сибелиус Я. (1865-1957)
-
Скрябин А.Н. (1871-1915)
-
Стравинский И.Ф. (1882-1971)
-
Танеев С.И. (1856-1915)
-
Хачатурян А.И. (1903-1978)
-
Чайковский П.И. (1840-1893)
-
Шопен Ф. (1810-1849)
-
Шостакович Д.Д. (1906-1975)
-
Шуберт Ф. (1797-1828)
-
Шуман Р. (1810-1856)
![]() Роберт Шуман (8 июня 1810, Цвиккау — 29 июля 1856, Эндених (сейчас один из городских районов Бонна) — немецкий (саксонский) композитор, дирижер, музыкальный критик, педагог. Один из самых значительных композиторов первой половины XIX века. (Стиль — немецкий романтизм, художественное направление — лейпцигская школа.) Биография: Родился 8 июня 1810 г. в городе Цвиккау в семье книгоиздателя. Занятия музыкой начал с семи лет. В 1828 г. поступил в Лейпцигский университет на юридический факультет. В Лейпциге Шуман познакомился с Ф. Виком, одним из лучших преподавателей фортепианной игры, и стал брать у него уроки. В 1829 г. перешёл в Гейдельбергский университет, но понял, что юристом не станет. Вернувшись в 1830 г. в Лейпциг, продолжил занятия с Виком. Однако в 1831 г. из-за травмы правой руки должен был отказаться от карьеры пианиста. После этого начал писать музыку и выступать в печати как музыкальный критик. В 1834 г. он основал в Лейпциге «Новый музыкальный журнал» и до 1844 г. был его главным редактором, издателем и основным автором. В своём творчестве композитор уделял большое внимание фортепианной музыке. Один за другим были написаны знаменитые циклы «Вариации» (1830 г.), «Бабочки» (1831 г.), «Карнавал» (1835 г.), «Фантастические пьесы» (1837 г.), «Танцы Давидсбюндле-ров» (1837 г.; вторая редакция, под названием «Давидсбюндлеры», появилась в 1851 г.). А 1838 год принёс сразу несколько шедевров: «Детские сцены», «Крейслериана», «Новелетты». В 1840 г. Шуман женился на дочери своего учителя, Кларе Вик, талантливой пианистке. Этот год стал для композитора поистине годом песен: тогда появились вокальные циклы «Любовь поэта» (на стихи Г. Гейне), «Любовь и жизнь женщины» (на стихи А. Шамиссо), «Мирты» (свадебный подарок Кларе). Обращался Шуман и к симфонической музыке. Он автор четырёх симфоний (1841, 1846, 1850, 1851 гг.). Для солистов, хора и оркестра были созданы оратория «Рай и Пери» (1843 г.), опера «Гановева» (1848 г.), «Реквием по Миньоне» (1849 г.; Миньона — персонаж романа И. В. Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера»), Реквием и Месса (оба 1852 г.), сцены из «Фауста» (1853 г.; по одноимённой трагедии Гёте) и др. Счастливая семейная и творческая жизнь композитора была омрачена постепенно развивавшимся психическим заболеванием, ставшим причиной того, что последние два года жизни Шуман провёл в больнице. Скончался 29 июля 1856 г. в Энденипе близ Бонна. |
||