Роберт Шуман (8 июня 1810, Цвиккау — 29 июля 1856, Эндених (сейчас один из городских районов Бонна) — немецкий (саксонский) композитор, дирижер, музыкальный критик, педагог. Один из самых значительных композиторов первой половины XIX века. (Стиль — немецкий романтизм, художественное направление — лейпцигская школа.)
Биография:
Родился 8 июня 1810 г. в городе Цвиккау в семье книгоиздателя. Занятия музыкой начал с семи лет.
В 1828 г. поступил в Лейпцигский университет на юридический факультет. В Лейпциге Шуман познакомился с Ф. Виком, одним из лучших преподавателей фортепианной игры, и стал брать у него уроки. В 1829 г. перешёл в Гейдельбергский университет, но понял, что юристом не станет. Вернувшись в 1830 г. в Лейпциг, продолжил занятия с Виком. Однако в 1831 г. из-за травмы правой руки должен был отказаться от карьеры пианиста. После этого начал писать музыку и выступать в печати как музыкальный критик.
В 1834 г. он основал в Лейпциге «Новый музыкальный журнал» и до 1844 г. был его главным редактором, издателем и основным автором.
В своём творчестве композитор уделял большое внимание фортепианной музыке. Один за другим были написаны знаменитые циклы «Вариации» (1830 г.), «Бабочки» (1831 г.), «Карнавал» (1835 г.), «Фантастические пьесы» (1837 г.), «Танцы Давидсбюндле-ров» (1837 г.; вторая редакция, под названием «Давидсбюндлеры», появилась в 1851 г.). А 1838 год принёс сразу несколько шедевров: «Детские сцены», «Крейслериана», «Новелетты».
В 1840 г. Шуман женился на дочери своего учителя, Кларе Вик, талантливой пианистке. Этот год стал для композитора поистине годом песен: тогда появились вокальные циклы «Любовь поэта» (на стихи Г. Гейне), «Любовь и жизнь женщины» (на стихи А. Шамиссо), «Мирты» (свадебный подарок Кларе).
Обращался Шуман и к симфонической музыке. Он автор четырёх симфоний (1841, 1846, 1850, 1851 гг.). Для солистов, хора и оркестра были созданы оратория «Рай и Пери» (1843 г.), опера «Гановева» (1848 г.), «Реквием по Миньоне» (1849 г.; Миньона — персонаж романа И. В. Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера»), Реквием и Месса (оба 1852 г.), сцены из «Фауста» (1853 г.; по одноимённой трагедии Гёте) и др.
Счастливая семейная и творческая жизнь композитора была омрачена постепенно развивавшимся психическим заболеванием, ставшим причиной того, что последние два года жизни Шуман провёл в больнице.