ДМШ №2 отметила 75-летний юбилей. Отчетный концерт и статья, посвященная юбилею.
(Запись трансляции ГТРК Новосибирск)
75-летний юбилей для коллектива учреждения, где работает уже четвертое поколение сотрудников – это довольно серьезная дата, и в этот юбилейный год хочется обратиться к истокам музыкального образования в России.
Еще в начале XIX века видные российские музыканты мечтали о широком распространении музыкального образования, о приобщении широкой публики к серьезной музыке, о поощрении отечественных талантов. Создавались музыкально-просветительские общественные организации: филармоническое общество, концертное общество, русское музыкальное общество; открывались музыкальные классы. Повсеместно силами общественников и меценатов накапливался опыт создания начальных классов музыкального образования.
Идея важности всеобщего музыкального образования была принята на государственном уровне и начала внедряться в жизнь в нашей стране вскоре после окончания гражданской войны.
С 20-х годов XX века сначала единично, а затем массово и повсеместно стали открываться музыкальные школы и народные консерватории, куда приходили учиться не только дети, но и взрослые.
Так, в Новосибирске в 1935 году открывается первая музыкальная школа в правобережной части города, а в январе 1940 г. силами общественников-энтузиастов – музыкальная школа № 2, долго остававшаяся единственной на огромной территории промышленного левобережья. Как ни странно, открытие школы ни в одном новосибирском архиве не засвидетельствовано каким-либо документом. Единственным неоспоримым доказательством рождения школы является сохранившаяся первая книга приказов школы, где с января 1940 г. видна активная организационная работа.
Уже в первый месяц появились преподаватели и ученики. Школа работала за счет помощи заинтересованных в ее открытии предприятий и частично за счет родителей.
Музыкальная школа очень быстро развивается и уже весной 1941 г. юные воспитанники активно концертируют и получают признание у своих сограждан.
С 1 сентября 1942 г. школа стала финансироваться из государственного бюджета. Приказ № 4 от 11 сентября 1942 г. (дословно): «В связи с переходом музыкальной школы № 2 на Госбюджет предлагаю с нового учебного т.е. с 01 сентября 1942 г. занятия проводить из расчета 8 часов в неделю на одного учащегося по 40 минут урок. Для чего составить твердое расписание уроков. Оплату преподавателям производить по 4 рубля в час. Предлагаю учителям проводить занятия 2 раза в неделю. Директор С. Дружкин (подпись)».
Сейчас это почти невозможно представить. В стране все живут под лозунгом «Все для фронта, все для победы!», страна лишается огромных жизненно важных территорий, дети на полях собирают все до последнего колоска, – и в это время необходимость финансирования музыкальной школы признается всеми в бесспорном порядке!
Так началась наша история. В годы войны в школу приходят работать известные музыканты, эвакуированные из центра страны и их деятельность становиться надежной пожизненной прививкой для всех последующих поколений преподавателей школы: высокий профессионализм, активная концертно-просветительская деятельность, и несколько позже разноплановая фестивально-конкурсная жизнь. Взаимоуважение и взаимопризнание коллег сформировало устойчивые профессиональные связи в коллективе и высокий уровень профессионального доверия, что способствовало высокому уровню преподавания.
Широкое взаимодействие педагогов с родителями обучающихся обусловило функционирование единого воспитательного поля.
Обучение и воспитание на классической музыке, освоение музыкальных сочинений разных стилей и эпох, в том числе современников, стало фундаментом миропонимания, единственно верной основой успешного развития музыканта.
Наши педагоги не перестают восхищать и удивлять своим постоянным стремлением к самосовершенствованию, поиску нового интересного для воспитанников.
Научить ребенка извлекать волшебный певческий звук, галантно утонченно исполнить мазурку, тонко и изящно сыграть вальс – это тяжелейший труд, и наличие диплома профессионального музыканта – далеко не достаточное условие для того, чтобы передать свои навыки обучающемуся. Необходим талант, терпение и учительский дар. И это все у наших преподавателей есть. Сейчас музыкальные школы и школы искусств успешно работают во всех районах города и области (сбылась главная мечта наших коллег из позапрошлого века!).
Отрадно отметить, что наша музыкальная школа, как и многие другие, хорошо известна своими достижениями, творческой биографией и интересными начинаниями. Она очень популярна среди жителей Ленинского района.
Наши замечательные учителя – яркие индивидуальности как в профессиональном, так и в человеческом плане – это настоящие продолжатели русской исполнительской школы. Они вносят существенный вклад в развитие отечественной музыкальной культуры.
Многолетние, многочисленные выезды наших солистов и творческих коллективов на международные конкурсы в страны Европы, Ближнего Востока подтверждают высокий профессиональный уровень педагогического коллектива школы, так как отовсюду мы привозим только лауреатские дипломы и нередко гран-при. Победы наших воспитанников лишний раз убеждают нас, что лучше той Школы, которой мы придерживаемся десятилетиями, нигде в мире нет. Это уникальное достояние в мировой музыкальной культуре рождено у нас, и нам его беречь!
Я поздравляю коллектив, учащихся, их родителей и всех наших выпускников разных лет с 75-летием Детской музыкальной школы № 2. Здоровья всем, творческих успехов и оптимизма!